"Формирование креатиного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительным средствами"

 

Зав.кафедрой педагогического образования, к.п.н., О.Ю. Крылова
Педагог-психолог МДОУ №17 «Аленка» г.Серпухова И.В.Галышева

 

В современных социально-экономических условиях развития общества проблема формирования личности творческой, креативной становится всё более актуальной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать различные проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Формирование креативного мышления напрямую связано с творческим началом в человеке, с его стремлением вперёд, к прогрессивному,  и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Поэтому, мы считаем, что развитие творческой активности, креативности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности, и начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста. Т.к.  в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности,  где развивается воображение и фантазия,  творческое мышление,  любознательность,  умения наблюдать и анализировать,  проводить сравнение,  обобщать,  делать выводы,  начинают появляться интересы.

Такие ценные качества личности как индивидуальность, уникальность, неповторимость проявляются и раскрываются в процессе активной творческой деятельности человека, отражаясь в созданном творческом продукте.

Чем больше  мы предоставим детям возможностей для конструктивного творчества, тем вероятнее станет позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств.

Необходимо отметить, что включение детей в изобразительную деятельность, овладение различными нетрадиционными техниками рисования создает благоприятные условия для развития креативного мышления, творческой активности, познавательной сферы.

Выше описанные обстоятельства и определили тему нашей экспериментальной деятельности:

Базовой площадкой для проведения данной экспериментальной работы является МДОУ №17 детский сад «Аленка» города Серпухова.

Объект исследования:  креативное мышления у дошкольника.

Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления нетрадиционными  изобразительными средствами.

Цель исследования: создание психолого-педагогических условий для формирования креативного мышления у дошкольников нетрадиционными изобразительными средствами.

Гипотеза исследования: Использование нетрадиционных изобразительных средств способствует формированию креативного мышления у дошкольников и становлению их творческой индивидуальности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:

  1. Изучить методы формирования креативного мышления.
  2. Определить значимость и возможность использования в работе с детьми  нетрадиционных изобразительных средств.
  3. Разработать критерии оценивания сформированности креативного мышления, творческих способностей у старших дошкольников.
  4. Создать эмоционально-творческую атмосферу на занятиях, обеспечивающую проявление творческой активности у дошкольников.
  5. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  6. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  7. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
  8. Провести количественный и качественных анализ для получения достоверных результатов исследования.

Экспериментальная программа под рабочим названием «Синтез» находится сейчас в разработке и будет предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия разделяются на два блока: психологический блок и  блок изодеятельности, которые реализуют  специалисты учреждения. Занятия проводятся по подгруппам (12-14 человек). Планируется использовать познавательные игры и упражнения в психологическом блоке направленные на развитие воображения, фантазии, речи, развитие причинно-следственного и наглядно-образного мышления, зрительного и слухового восприятия, умения сочинять рассказы и сказки, применяя креативность мысли у дошкольников.

Следовательно, исходя из вышесказанного и поставленных задач эксперимента, работа педагога-психолога будет иметь следующие направления: развитие воображения, фантазии (новизна, оригинальность); развитие гибкости  и изобретательности мышления; развитие  зрительного и слухового восприятия; развитие  и совершенствование речи.

 

Работа специалиста по изодеятельности строится по следующим направлениям: развитие творческого мышления и воображения детей (новизна, оригинальность, осмысленность и др.); развитие восприятия (объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность); развитие психомоторных способностей (скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность, пластичность и ловкость); расширение выбора средств для реализации замысла, поиска изобретательности средств для наилучшего воплощения.

 

        Для реализации и отслеживания результатов данной экспериментальной деятельности выбраны следующие критерии:

  •       Способность создавать оригинальные образы.
  •       Беглость. Общее количество поддающихся интерпретации, значимых, соответствующих решаемой задаче идей, сгенерированных в ответ на раздражитель.
  •       Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов.
  •       Оригинальность, необычность ответов.
  •       Глубина и проработанность (детализированность) образов. Богатство фантазии.
  •       Сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей
  •       Скорость процессов воображения.

А ТАКЖЕ  Методики исследования:

  •        «Дорисовывание фигур» О.М.Дьяченко
  •       Тест Гилфорда (модифицированный Е.Туник)
  •       Методика «Вербальная фантазия» (Немов Р.С.)

   Используя данные методики нами была проведена начальная диагностика и определены уровни сформированности креативного мышления и речевого воображения у старших. На начальном этапе диагностики результаты в контрольной и экспериментальной группах близки по своим значениям.  Но в то же время результаты диагностики говорят о том, что у детей экспериментальной группы есть потенциальная возможность для формирования и развития креативного мышления, что особенно подтверждается большой творческой активностью детей на занятиях по изобразительной деятельности.

Касаясь именно данной группы детей (экспериментальная гр.), нужно сказать о том, что в данной группе много детей, которые занимаются рисованием дополнительно в изостудиях города. Кроме того, в группе есть дети, которые пришли в наш садик с самого раннего этапа с периода перинатального развития, их мамы ходили в клуб будущих родителей и активно участивовали в  предыдущей экспериментальной программе «Мать и дитя», которая сейчас идет в инновационном режиме. Поэтому группа в некотором смысле особенная.

Исходя из всего вышесказанного очень много внимания творческой группой проработке программы было уделено выбору и определению нетрадиционных техник изобразительного искусства для работы с детьми.

Для этого были проведены несколько пробных занятий с дошкольниками. В ходе пробных занятий мы пришли к выводу, что потенциальные возможности применения таких  нетрадиционных изобразительных техник как (рисование пластилином автор А. Страунинг, рисование на ткани (батик) автор С. Давыдов, техника граттаж автор О.А. Мокроусова, техника витражной росписи автор Э. Бирте,) в условиях дошкольного учреждения позволят ребёнку проявить свои творческие задатки, сформировать креативность мышления, реализовать себя, свою индивидуальность в творческой деятельности.


 Следующий этап после определения самих техник, на котором мы сейчас находимся – это разработка тематического плана и самих занятий специалистами (как по изодеятельности, так и психолога. Занятия будут внесены в сетку занятий. Планируется разработка 32 занятий для подгот группы (16 занятий по изодеятельности и 16 занятий с педагогом-психологом), которые буду проходить в доу с октября по май.

 И в заключение  : Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности, развить креативное мышление.

Кроме того, изобразительная деятельность поможет ребенку справиться с повышенной тревожностью, снять эмоциональное напряжение, а полученный результат подарит уверенность в своих способностях.


Сделать бесплатный сайт с uCoz